Практические советы по ремонту ПК
Как и любой другой сложный электронный прибор, компьютер, к сожалению, может в процессе эксплуатации выходить из строя. При возникновении таких проблем приходится искать ответы на несколько вопросов. Самые принципиальные из них - это диагностика и выяснение причин и факторов, которые привели к неисправности.Большую роль при диагностике неисправностей играет сам характер их возникновения. Поэтому, если поломка произошла во время работы компьютера, а рядом нет специалиста, следует тщательно записать, как все происходило, Это сильно поможет при последующем ремонте.
Для контроля работоспособности компьютера полезно не реже одного раза в неделю "прогонять" тесты программы типа CHECKIT или NDIAG из пакета Norton Utility. Обычно достаточно проверить работу системной платы и памяти. Для контроля правильности записи и считывания на жесткий диск удобна программа NDD (Norton Disk Doctor). Если тестирование обнаруживает какие-либо ошибки, то необходимо сразу же попытаться сохранить (переписать на дискеты) наиболее важную информацию с винчестера и затем приступать к более тщательному исследованию проблемы.
В эпоху повсеместного распространения Windows 98 нормальное функционирование ПК в режиме Windows само по себе является хорошим тестированием, так как Windows 98 (а тем более Windows XP) сильно нагружает практически все компоненты ПК.
Одна из часто встречающихся неприятностей - "зависание" компьютера при выполнении каких-либо программ. Причин, приводящих к зависанию, очень много. Это и заражение компьютерными вирусами, и перегрев каких-либо микросхем, и нарушение контактов при прогреве компьютера, и, чаще всего, работа с недоброкачественными программами.
Для диагностики компьютера необходимо иметь защищенную от записи загрузочную дискету с максимально простыми конфигурационными файлами (или диск), заведомо работающей операционной системой и какой-либо универсальной тестирующей программой (например, СНЕСКIТ или QAPLUS). Если при загрузке с этой дискеты и достаточно длительном тестировании различных компонент компьютера все тесты проходят, и зависания не происходит, то причины зависания практически однозначно в программном обеспечении. Тогда необходимо проверить компьютер всеми возможными антивирусными программами, а также утилитой Norton Disk Doctor. Если NDD обнаруживает ошибки на винчестере (например, "потерянные кластеры" или пересекающиеся цепочки, или нарушение структуры таблицы файлов (FAT)), то, возможно, придется переустановить нарушенные программы. Если нарушений много, то, быть может, придется пойти на крайнюю меру и переформатировать винчестер.
Лучшим способом тестирования ПК на предмет обнаружения программных зависаний является временная замена винчестера с заведомо хорошим программным обеспечением и какой-нибудь сложной игрой с DEMO-режимом (например, QUAKE). Если компьютер способен часа два "гонять" эту игру и не зависает, то и процессор, и память, и видеокарта в порядке. Тогда надо разбираться с программным обеспечением на "родном" винчестере.
Другой распространенной "мягкой" причиной зависания бывают попытки заставить работать компьютер на предельных режимах, пытаясь выжать из него максимальные характеристики. Для этого в утилите SETUP устанавливаются нулевые времена ожидания циклов считывания данных из оперативной памяти и кэш-памяти, максимальные частоты системной шины и т. д. Делать этого не следует. Лучше установить оптимальную конфигурацию, воспользовавшись командами в SETUP типа "Load setup default" или OPTIMAL. Однако после использования этих команд надо проследить за некоторыми необходимыми изменениями (Обычно это установка LBA-моды для винчестеров большой емкости в странице Advanted CMOS SETUP).
Довольно часто в компьютере "слетают" (искажаются) установки в утилите SETUP. Это происходит либо из-за разряда питающей батареи, установленной на плате либо из-за случайных причин (например, высокочастотных помех в питании при включении или выключении компьютера). При этом компьютер перестает "видеть" свои устройства: винчестер, флоппи-дисководы и др. На экра-не при включении появляется сообщение типа:
"CMOS checksum failure", "CMOS battery state low"
или аналогичные. Для устранения неисправности необходимо "войти" в утилиту SETUP и восстановить всю утраченную информацию. Для того чтобы это легче было сделать, очень полезно заранее (на нормально работающем компьютере) переписать или отпечатать с помощью клавиши PRINT SCREEN все страницы SETUP.
Рассмотренные неисправности являются несложными и "лечатся" программными способами. К сожалению, случаются и более не-приятные проблемы. Описать все возможные неисправности не представляется возможным. Остановимся на некоторых, наиболее характерных поломках,
Итак, если происходит загрузка операционной системы и компьютер способен хоть как-то работать, то неисправности определяются с помощью сообщений самого ПК на экране дисплея или с помощью тестирующих программ.
Аппаратные зависания связаны с проблемами компьютерного "железа" и гораздо более неприятны. Если при работе ПК с загружаемой системной дискеты или с заведомо "хорошего" тестового винчестера регулярно возникают сообщения об ошибках или ПК "виснет", то причины этих неисправностей в перегреве или некачественной работе микросхем.
Прежде всего, надо убедиться в нормальной работе вентилятора на процессоре: вращается ли он вообще, не загрязнился ли он, не тормозится ли каким-либо проводом или кабелем, плотно ли прилегает радиатор к процессору. Затем имеет смысл вынуть и заново вставить в разъем процессор. Вынуть, почистить ластиком и обратно вставить модули памяти, плотнее вставить микросхему ПЗУ BIOS в панельку, а также освободить крепление видеокарты, вынуть из слота расширения, также почистить ластиком и опять все вернуть на место. Именно в вышеперечисленных соединениях иногда происходит нарушение контакта.
Если загрузки системы не происходит, то следует попробовать "войти" в утилиту SETUP, убедиться в правильности установок, в первую очередь, типов флоппи-дисководов и винчестера, и затем попытаться загрузиться с системной дискеты.
Иногда причиной частых "зависаний" является плохая cache-память. Для проверки надо отключить в SETUP external cache. Если после такой процедуры компьютер работает нормально, то неисправность именно в cache-памяти или в слишком большой тактовой частоте системной платы. Это обычно случается с 486 и "старыми" Pentium-платами, где кэш-память можно заменить. На современных системных платах Cache входит в состав картриджа процессора (Pentium III, Pentium IV и др.), и здесь вероятность отказов невелика. У компании Westcomp вы сможете купить дешевый бу сервер с гарантией. Мы предлагаем только лучшее.